Основные черты технологий формируещего обучения.

Технология поэтапного формирования умственных действий Технология поэтапного формирования умственных действий разработа­ на на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, 322 Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, уме­ ния и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности чело­ века. В ходе практической деятельности у человека формируется ориенти­ ровочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осу­ ществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происхо­ дящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под конт­ роля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как по­ этапного формирования умственных действий. Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося. Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы дея­ тельности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентиро­ вочных, исполнительных и контрольных действий. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ори­ ентировок: • конкретный образец (например, показ) или описание действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок); • полные и подробные указания о правильном выполнении действия; • ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоя­ тельно на основе полученного знания. Третий этап — выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, черте­ жей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функ­ ции, а не только ориентационные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях. Четвертый этап — внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобще­ ние, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого. Пятый этап — этап внутренней речи, когда действие проговаривается про себя. Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свер­ тывание действия идет наиболее интенсивно. Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия). Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя. Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны. Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа об- 323 разцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой авто­ матизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспече­ ние доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. Недостатками технологии поэтапного формирования умственных дей­ ствий являются ограничение возможностей усвоения теоретических зна­ ний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.



28.Варианты технологий формирующего обучения

Технология программированного обучения

Целевое назначение:

- Обеспечение каждому ученику успешного достижения результатов обучения.

- Эффективное управление процессом усвоения во всех звеньях учебного процесса.

- Формирование навыков самообразования и самоконтроля.

Теоретические идеи

Выдвинутая Б. Скиннером в 1954 г. идея повышения эффективности управления ным процессом в соответствии с психологическими закономерностями усвоения была реализована им на основе бихевиористической теории научения . Отсюда существенные моменты в этой технологии: разделение учебного материала или усваиваемого действия на небольшие порции, благодаря чему значи­тельно сближались процессы подачи информации, ее переработки учащимися и под­крепления; подача новой информации только после усвоения предыдущей, что обеспе­чивает последовательность и систематичность в обучении; постоянная внешняя и внут­ренняя обратная связь с каждым учащимся.

Последовательность этапов.

1. Предъявление первой дозы материала.

2. Предъявление предписания по последовательному выполнению определенных действий, направленных на осмысление и усвоение данной дозы.

3. Предъявление задания на понимание и усвоение этой дозы (открытых, с выбором ответа, с пропусками, с кратким ответом, завершением предложения, установлением соответствия и т.д.).

4. Выполнение задания учеником в соответствии с предписанием (устное, в обычной тетради, в тетради с печатной основой, в самом пособии).

5. Проверка правильности выполнения задания (сверка с "ключом", компьютерная, матричная и т.д.).

6. Предъявление информации о правильности выполнения задания или о допущен­ных ошибках. Рекомендация повторного изучения неусвоенного материала.

7. Предъявление следующей дозы материала.

8. Итоговый контроль по завершению изучения темы или раздела.

Если выполнено верно более 90 % заданий, предъявляется следующий раздел учеб­ного материала для программированного изучения. Если верно выполнено менее 90 % заданий, то ученику предлагается изучить данный материал повторно.

Технология алгоритмического обучения

Целевое назначение

1. Организация действий учащихся при решении учебно-познавательных задач.

2. Обучение логике мышления, рациональным способам учебно-познавательной дея­тельности.

3. Вооружение учащихся средствами рефлексии, управления своим мышлением и практическими действиями.

Теоретические идеи.

Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач обусловлена знани­ем предметного содержания и владением способами решения этих задач, структура и содержание которых соответствует тем мыслительным и практическим действиям, ко­торые отражают предметное содержание самой задачи. Освоение способа деятельности происходит только в процессе оперирования конкретным содержанием операций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, ПК. Анохин, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Ланда).

При этом важным условием освоения способа является его осознание учеником и принятие как цели усвоения (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер). Это же условие необходимо для переноса знаний и умений для решения любых сходных задач.

Для решения типовых задач существуют стандартизированные способы (алгорит­мы), которые ориентируют учащихся на установление совершенно определенных свя­зей и отношений между объектами. Такие способы в процессе обучения следует отта­чивать до автоматичности (Л.Н. Ланда), так как они являются составной частью других способов — метаспособов (предписаний, эвристик) — с помощью которых отыскива­ются конкретно-содержательные способы решения нестандартных задач (Ю.Н. Кулют­кин).

Алгоритм обучения вскрывает логическую структуру действий ученика при реше­нии определенного вида познавательных задач, дает точные указания последовательно­сти элементарных операций и обязательно приводит к решению (результату, ответу).

Действия педагога.

1. Представить (смоделировать) решение познавательной задачи в виде последова­тельности умственных и практических действий, записать эту последовательность в виде алгоритма.

2. Предъявить его учащимся в наглядной форме (любым доступным учителю спосо­бом — на плакате, экране, на индивидуальной карточке-инструкции, памятке и т.д.)

3. Объяснить или подвести учащихся в проблемной ситуации к пониманию значимо­сти, осознанию или разработке состава алгоритма и принятию его как цели усвоения (до автоматизированного навыка).

4. Организация комментированного управления последовательным выполнением одной операции за другой. Последовательность действий:

- Учитель выполняет операцию и комментирует, ученики повторяют комментарий и выполняют вслед за учителем, так же выполняются следующие операции.

- Аналогично предыдущему один ученик выполняет действия и комментирует у дос­ки, остальные за ним повторяют.

- Самостоятельное выполнение действий с обращением к алгоритму с комментиро­ванием в умственном плане.

- Самостоятельное выполнение без явного обращения к алгоритму.

- Автоматическое выполнение действий.

5. Подвести учащихся к обобщенным выводам о классе задач, решаемых с помощью алгоритма.

Поэтапное формирование умственных действий поII(формирую­щему) типу обучения (по Гальперину).

Целевое назначение.

- Безошибочное усвоение понятий и выполнение умственных действий (решение по­знавательных задач).

Этапы формирования умственных действий.

1. Ориентировка в материале и способах работы с ним.

- Представление подлежащей усвоению порции материала и способов работы с ним в краткой схематичной форме (например, на карточке).

- Представление образцов подробных записей, позволяющих фиксировать каждый шаг работы с новым материалом.

- Организация осмысления правила выполнения действия или признаков понятия и способов их использования.

2. Развернутое выполнение действия и пошаговый контроль.

- Замедленное и развернутое выполнение каждого действия и подробная запись.

- Оперативный пошаговый контроль правильности выполнения действия каждым учеником.

- Ликвидация пробелов сразу же.

- Решение таким способом с подробными записями нескольких познавательных задач.

3. Самостоятельная отработка действия по образцу с более краткими записями после­довательности действий или признаков понятия.

- Дается новый образец выполнения действия с более краткими записями (укрупнение действия).

- Постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю и контролю по ко­нечному результату.

- Переход к проговариванию действия в форме "внешней речи про себя".

- По мере отработки действия перевод его в умственный план и свернутости действия.

Технология полного усвоения.

Целевое назначение

Полное усвоение знаний и типовых процедур в учебно-познавательной деятельности в соответствии с заданным стандартом.

Теоретические идеи.

Американские психологи Дж. Кэррол и Б. Блум (60-е годы) исходили из того,что разброс успеваемости объясняется соответствующим разбросом способностей к обуче­нию в условиях, единых для всех учащихся методов обучения и единого жесткого тем­па прохождения материала. Если для ученика создать оптимальные условия и темп ус­воения, то каждый способен усвоить учебный материал, заданный целями образования.

Сущность технологии полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне и такой организации учебного процесса, при котором за­данного результата достигают все учащиеся.

Система и последовательность действий.

1. Предъявление целей и эталонов усвоения и ориентировочного контрольного теста за весь курс.

2. Организация изучения законченного смыслового раздела материала (3-4 урока).

- Ознакомление детей с учебными целями раздела.

- Ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу.

- Изложение материала учителем.

- Проверочная работа (диагностический тест, без выставления отметок).

- Анализ результатов проверки, выявление учеников, которые полностью усвоили со­держание раздела.

- Коррекционное обучение учеников, не достигших полного усвоения.

- Переход к изучению нового блока, когда все ученики полностью усвоят данный раздел.

3. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся (итоговый контроль). Возможны только две отметки: "отлично" и "не зачтено".

4. Разъяснения значения отметки каждому учащемуся.

5. Дальнейшая коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения.




0006206983875440.html
0006258974107837.html
    PR.RU™