Возобновление прерванных действий

В этой же связи должна быть рассмотрена еще одна группа фактов, на которой я хотел бы остановиться подробнее1.

Пусть выполнение намеченного действия прервано во время самого выполнения. Если бы сцепление соответствующего случая и выполнения намерения имело бы решающее значение, то после прерывания действия ничего не могло бы начаться без повторного наступления соответствующе­го случая, если само начатое действие не порождает силы для следующего действия. Можно сравнить это со случаями, когда действенность намерения исчерпывается после его срабатывания на первый же соответствующий случай. Я ограничусь упоминанием только некоторых результатов иссле­дований Овсянкиной, существенных для рассматриваемого вопроса.

Действия, которые использовались в экспериментах Овсянкиной, были не слишком интересны. Они состояли, например, в составлении фигур из цветного строительного материала, в переписывании корреля­ционной схемы сдвига ранговых мест, в нанизывании бусинок, вылепли­вании животного из пластилина и т.д.

В момент прерывания первого действия можно наблюдать очень сильный и яркий эффект. Испытуемый сопротивляется прерыванию своего действия (даже не особенно приятного). Это сопротивление време­нами принимает весьма упорные формы. Силы, противодействующие пре­рыванию, по-видимому, тесно связаны, помимо всего прочего, с процессом действия как таковым, с его структурой и отношениями с более широки­ми целостностями.

В связи с рассматриваемой проблемой особый интерес представля­ют следующие вопросы. Что получится, если испытуемый все же, в соот­ветствии с инструкцией, обратится ко второму действию, прервавшему первое, и закончит его? В этом случае возникает, говоря коротко, чрез­вычайно сильная тенденция к возобновлению первого действия.

В опытах использовались два типа прерывания. Первый тип со­ставляют «случайные» перерывы: как будто благодаря случайной неис­правности гаснет свет; у экспериментатора падает ящик с мелкими пред­метами и испытуемый из вежливости помогает их собрать и т.д. Второй тип прерывания осуществляется путем прямой инструкции, требующей перехода к другому действию.

1 Обсуждаемые процессы были подробно проанализированы г-жой Овсянкиной в Берлинском Пси­хологическом институте.


174 Тема 12. Психология мотивации

Хотя случайные перерывы растягивались приблизительно на 20 ми­нут, все они без исключения вели к возобновлению первого действия. Очень часто возобновление первого действия наблюдалось даже при пре­рывании путем постановки другой задачи, иногда после промежутка вре­мени почти в целый час. При этом испытуемый знал, что эксперимента­тор совершенно не требует возобновления, иногда даже прямо запреща­ет его.



Особый интерес для нас представляет сам акт возобновления. Об­наружилось, что тенденция к возобновлению усиливается, как только испытуемый вновь видит перед собой материал первого незаконченного действия (например, лист бумаги с начатым рисунком). Но и при отсут-' ствии этого внешнего раздражителя обнаруживается сильная тенден­ция к возобновлению действия. Наблюдения за поведением испытуемых и данные самонаблюдения показывают, что даже если испытуемый не ду­мает во время новой работы о первом задании, по истечении нескольких секунд после окончания второй работы возникает позыв возобновить первую работу, иногда сначала в неопределенной форме «хочется закон­чить еще что-то» без определенного осознания, что именно.

Мы стоим, следовательно, перед следующим фактом: обнаружива­ется сила, которая даже после относительно длительного перерыва побуж­дает к окончанию прерванного действия. Ее проявление никак не связа­но с наличием внешнего побуждения к возобновлению действия после прерывания, напротив, возобновление часто возникает спонтанно и исхо­дит изнутри.

Другие примеры.

На одном собрании были подняты некоторые вопросы, но разрешение их не было доведено до конца. В таком случае этими вопросами начинают зани­маться потом, и они на долгое время могут стать предметом разговоров меж­ду людьми. Это бывает прежде всего тогда, когда эти вопросы сильнее затра­гивают личность.

Некто хотел помочь школьнику в решении математической задачи, но, не доведя его до конца, был чем-то отвлечен. Эта задача, неинтересная сама по себе, может всплыть в сознании долгое время спустя.

Некто погрузился в чтение глупого газетного романа, но не дочитал его до конца. Этот роман может годами преследовать его.

Здесь важен тот экспериментально обнаруженный факт, что «инте­рес» нельзя рассматривать в подобных случаях как решающее условие.

В заключение необходимо отметить те теоретически важные слу­чаи, когда определенная содержательная связь между первоначальным действием и прервавшим его действием является причиной того, что тенденция к возобновлению отсутствует. Например, ребенка, рассказы­вавшего какую-нибудь историю, прерывают предложением нарисовать какую-нибудь сцену из этой истории. Возобновления рассказа в таком случае не последует, — очевидно потому, что этим рисунком предше-




Левин К. Намерение, воля и потребность 175

ствующая деятельность рассказывания была каким-то образом заверше­на. Можно сказать, что здесь имеет место своего рода «замещающее за­вершение» рассказа. Мне представляется, что такие случаи хорошо осве­щают природу тех сил, которые задействованы при выполнении намере­ния. Важно также, что в случаях возобновления прерванной работы возобновленное действие вовсе не должно представлять собой «недоста­ющий кусок» первоначального действия; после перерыва может начать­ся совершенно иначе структурированное действие, однако направленное на ту же цель. Иногда возобновление может вообще принять форму игры с соответствующим материалом.


0008133560883886.html
0008181496867030.html
    PR.RU™