РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Предыдущая123456789Следующая

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Раздел 1. Свойства музыкального звука
Введение Содержание учебного материала
Музыка в ряду других искусств. Общая характеристика средств музыкальной выразительности (мелодии, ритма, гармонии, фактуры). Исторический путь развития музыкального искусства.
Тема 1.1. Музыкальный строй Содержание учебного материала
Музыкальный звук, его свойства. Натуральный звукоряд, обертоны.
Звукоряд. Название звуков и октав. Знаки альтерации. Энгармонизм.
Нотное письмо. Запись высоты звука. Ключи.
Запись длительности звука. Увеличение длительности ноты.
Тема 1.2. Метро-ритм Содержание учебного материала
Метр. Такты. Затакт.
Простые, сложные и смешанные размеры. Переменный метр. Полиметрия. Метрический счет и дирижирование.
Ритм. Группировка длительностей в такте.
Темп, агогика, динамика.
РАЗДЕЛ 2. Диатоника
Тема 2.1. Интервалы и аккорды вне лада Содержание учебного материала
Общее представление об интервалах. Простые интервалы. Консонансы и диссонансы. Энгармонизм интервалов.
Обращение интервалов.
Составные интервалы.
Трезвучия, виды трезвучий. Обращения трезвучий, виды обращений.
Септаккорды. Обращения септаккордов.
Тема 2.2. Звукоряд и лад Содержание учебного материала
Мажорный лад. Мажорная гамма. Квинтовый круг мажорных тональностей. Энгармонизм тональностей. Гармонический и мелодический мажор.
Минорный лад. Минорная гамма. Квинтовый круг минорных тональностей. Энгармонизм тональностей. Гармонический и мелодический минор.
Лады народной музыки: миксолидийский, лидийский, дорийский, фригийский.
Тема 2.3. Интервалы и аккорды в ладу Содержание учебного материала
Интервалы натурального мажора и минора.
Интервалы гармонического мажора и минора.
Аккорды в ладу. Общее представление о ладовых функциях аккордов. Главные трезвучия лада с обращениями.
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
Разрешение вводного септаккорда и его обращений.
Раздел 3. Элементы структуры музыкального языка
Тема 3.1. Мелодия и мелодический рисунок Содержание учебного материала
Понятие мелодии. Строение мелодической линии. Принцип тонального развития и кульминация. Виды мелодических рисунков. Вокальная и инструментальная мелодия. Неаккордовые звуки и мелизмы.
Тема 3.2. Типы фактур, типы изложения музыкального материала Содержание учебного материала
Фактура и виды фактуры. Фактурное изложение тем в джазе. Транспозиция и способы транспозиции. Транспонирующие инструменты оркестра. Секвенция и виды секвенции. Секвенцирование как прием мелодического развития. Значение секвенций в классической и современной музыке.
Самостоятельная работа обучающихся - игра секвенций для распевания.
Раздел 4. Аккорды в четырехголосном гармоническом изложении
Тема 4.1. Главные трезвучия лада Содержание учебного материала
Понятие аккорда. Традиционные типы аккордов – трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Четырёхголосный склад. Расположение (тесное или широкое) и мелодическое положение трезвучия. Перекрещивание голосов.
Функциональная система главных трезвучий. Соотношение трезвучий – кварто-квинтовые, секундовые и терцовые. Вопросы голосоведения.
Гармонический способ соединения трезвучий
Мелодический способ соединения трезвучий
Гармонизация мелодии главными трезвучиями.
Перемещение трезвучий. Виды перемещения – прямое, противоположное, косвенное. Техника перемещения с сохранением и со сменой расположения.
Гармонизация баса главными трезвучиями лада.
Скачки терций.
Тема 4.2. Кадансовый квартсекстаккорд. Секстаккорды и квартсекстаккорды главных степеней лада. Содержание учебного материала
Вопросы гармонического анализа. Фактура, неаккордовые звуки. Понятие о периоде. Определение каденций (их разновидности).
Кадансовый квартсекстаккорд. Его строение, функциональная двойственность, сочетание тонической и доминантовой функции. Метрически опорное положение К64, переход в основной вид доминанты. Приготовление К64. Применение К64 в серединной и заключительной каденциях.
Секстаккорды главных ступеней лада. Соединение трезвучия с секстаккордами. Перемещения секстаккордов.
Соединение двух секстаккордов. Параллельные квинты и октавы. Особенность соединения S6 – D6 в миноре. Применение каденционного оборота S6 – К64.
Проходящие квартсекстаккорды. Проходящий Д64 между Т и Т6; проходящий Т64 между S и S6. Голосоведение в проходящих оборотах
Вспомогательные квартсекстаккорды. S64 между тоническим трезвучием и его повторением. Т64 между трезвучием доминанты и его повторением в половинной каденции.
Тема 4.3. Доминантовый септаккорд с обращениями Содержание учебного материала
Доминантсептаккорд в основном виде. Его строение: полный и неполный. Разрешение Д7.
Обращения Д7. Их строение и положение в ладу. Проходящий Д43 между тоникой и тоническим секстаккордом. Особенность голосоведения.
Перемещение Д7 и его обращений. Техника взаимного обмена звуков. Проходящие обороты с Д7 и его обращениями при заполнении проходящим движением терции Д7.
Тема 4.4. Трезвучия и секстаккорды побочных ступеней. Содержание учебного материала
Полная функциональная система мажора и минора. Трезвучия, секстаккорды побочных ступеней – общие сведения. Аккорды субдоминантовой группы.
Секстаккорд и трезвучие второй ступени. Соединения с другими аккордами, правила соединения. Условия использования.
Гармонический мажор. Изменение структуры аккордов субдоминантовой группы в гармоническом мажоре – трезвучий второй и четвертой ступеней. Перечение голосов.
Трезвучие шестой ступени. Соединение с другими аккордами, правила и условия применения. Прерванный оборот.
Тема 4.5. Септаккорды второй и седьмой ступени с обращениями. Содержание учебного материала
Септаккорд второй ступени, его разрешение в тонику, использование в мажоре и миноре. Обращения септаккорда второй ступени.
Разрешение II7 в трезвучие доминанты. Разрешение II7 в D7 с обращениями. Проходящие обороты с использованием II7 с обращениями.
Септаккорд седьмой ступени (вводный), его разрешение в тонику, использование в мажоре и миноре. Обращения вводного септаккорда.
Внутрифункциональное разрешение VII7 в D7 с обращениями. Проходящие обороты с использованием VII7 с обращениями
Тема 4.6. Малоупотребимые аккорды доминантовой группы Содержание учебного материала
Трезвучие третей ступени – условия применение, голосоведение.
Доминанта с секстой, доминантовый септаккорд с секстой – условия применение, разрешение в тонику.
Доминантовый нонаккорд – условия применения, разрешение в тонику.
Раздел 5. Диатоника в гармонии
Тема 5.1 Фригийский оборот Содержание учебного материала
Особенность функциональной системы натурального минора. Фригийский оборот – условия применения, виды фригийского оборота. Особенности голосоведения.
Гармонизации фригийского тетрахорда в сопрано и в басу с использованием аккордов натуральной доминанты.
Тема 5.2. Диатонические лады в русской музыке Содержание учебного материала
Диатоника русской школы. Переменные ладовые функции.
Особенности голосоведения при использовании переменных ладовых функций.
Тема 5.3. Тональные диатонические секвенции Содержание учебного материала
Понятие мотива, звена, шага секвенции. Направление движения. Секвенции с постоянным и переменным шагом, с точной транспозицией звеньев и варьированные. Строение мотива диатонической секвенции.
Структура аккордов и перемещение мотива. Выявление тонического центра. Переменные ладовые функции.
Тема 5.4. Двойная доминанта Содержание учебного материала
Понятие функции двойной доминанты. Основные аккорды группы двойной доминанты.
Условия применения аккордов, окружение, голосоведение.
Приготовление аккордов двойной доминанты тоникой и аккордами субдоминантовой группы.
Использование аккордов двойной доминанты в середине построения и в каденциях.




0009017525382974.html
0009057963301653.html
    PR.RU™