Разделение труда и специализация

Об­ще­ст­вен­ное про­из­вод­ст­во тес­но свя­за­но с по­ня­ти­ем «раз­де­ле­ние тру­да». Раз­де­ле­ние тру­да — это та­кая ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ст­ва, при ко­то­рой каж­дый ра­бот­ник вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лен­ную опе­ра­цию или про­из­во­дит ка­кой-ли­бо про­дукт. При­чи­на дан­но­го яв­ле­ния за­клю­ча­ет­ся в не­об­хо­ди­мо­с­ти бо­лее ус­пеш­но­го вы­пол­не­ния раз­ных ра­бот, а так­же в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях тру­до­вой де­я­тель­но­с­ти.

Еще в глу­бо­кой древ­но­с­ти лю­ди по­ня­ли, что раз­де­ле­ние тру­да — важ­ней­шее ус­ло­вие уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да и эко­но­мии вре­ме­ни. Пер­вы­ми при­ме­ра­ми об­ще­ст­вен­но­го раз­де­ле­ния тру­да бы­ли от­де­ле­ние зем­ле­де­лия от ско­то­вод­ст­ва, ре­мес­ла от зем­ле­де­лия. В XX в. вы­де­ли­лись и обо­со­би­лись та­кие круп­ные сфе­ры де­я­тель­но­с­ти, как на­уч­ное про­из­вод­ст­во, ус­лу­ги, кре­дит­но-фи­нан­со­вая сфе­ра. В XXI в. на­вер­ня­ка про­изой­дет вы­де­ле­ние и иных сфер.

Се­го­дня кар­ти­на раз­де­ле­ния тру­да в об­ще­ст­ве не­со­по­с­та­ви­мо слож­нее, чем в преж­ние ве­ка. Эко­но­ми­с­ты вы­де­ля­ют не­сколь­ко его уров­ней: вну­т­ри пред­при­я­тия, меж­ду пред­при­я­ти­я­ми, в мас­шта­бах все­го об­ще­ст­ва. Этот по­след­ний уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем про­мы­ш­лен­но­го и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го тру­да, в сфе­ре про­из­вод­ст­ва и сфе­ре ус­луг, ум­ст­вен­но­го и фи­зи­че­с­ко­го, ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го и не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, руч­но­го и ма­шин­но­го и так да­лее. Мож­но го­во­рить об осо­бом ин­фор­ма­ци­он­ном тру­де — свя­зан­ном с пе­ре­ра­бот­кой, хра­не­ни­ем и пе­ре­да­чей ин­фор­ма­ции. На пер­вый взгляд, раз­де­ле­ние тру­да толь­ко разъ­е­ди­ня­ет про­из­во­ди­те­лей. Од­на­ко имен­но оно и объ­е­ди­ня­ет их, так как кре­с­ть­я­ни­ну не­об­хо­ди­мы про­дук­ты ре­мес­ла, ре­мес­лен­ни­ку — пи­ща и т.д.

Раз­де­ле­ние тру­да тес­но свя­за­но со спе­ци­а­ли­за­ци­ей — со­сре­до­то­че­ни­ем хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти на про­из­вод­ст­ве от­дель­ных ви­дов то­ва­ров и ус­луг. Раз­ли­ча­ют­ся не­сколь­ко уров­ней спе­ци­а­ли­за­ции:

1) спе­ци­а­ли­за­ция тру­да от­дель­ных лю­дей, на­при­мер, учи­те­ля, про­грам­ми­с­та, вра­ча, ин­же­не­ра;

2) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не пред­при­я­тий-фирм, на­при­мер, в тек­с­тиль­ном про­из­вод­ст­ве од­ни спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на из­го­тов­ле­нии тка­ней, дру­гие на кра­ше­нии или на­бив­ке;



3) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не от­рас­ли, на­при­мер, ма­ши­но­ст­ро­е­ние, ме­тал­лур­гия;

4) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не ре­ги­о­нов, в за­ви­си­мо­с­ти от име­ю­щих­ся в них ре­сур­сов;

5) меж­ду­на­род­ная спе­ци­а­ли­за­ция, на уров­не стран.

Спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь, лю­ди при­ни­ма­ют ре­ше­ние не про­из­во­дить все не­об­хо­ди­мые бла­га, со­сре­до­та­чи­ва­ясь на тех из них, ко­то­рые уда­ет­ся про­из­во­дить луч­ше все­го. Про­из­во­дя дан­ные бла­га в боль­ших ко­ли­че­ст­вах, чем не­об­хо­ди­мо, они рас­счи­ты­ва­ют об­ме­нять их на то, что им нуж­но. Спе­ци­а­ли­за­ция по­рож­да­ет вза­и­мо­за­ви­си­мость и ко­о­пе­ра­тив­ные свя­зи в эко­но­ми­ке. Чем глуб­же спе­ци­а­ли­за­ция тру­да, чем боль­ше вы­де­ля­ет­ся раз­лич­ных ра­бот, тем силь­нее вза­и­мо­дей­ст­вие меж­ду людь­ми. Спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь, лю­ди при­ни­ма­ют ре­ше­ние не про­из­во­дить все не­об­хо­ди­мые бла­га, со­сре­до­та­чи­ва­ясь на тех из них, ко­то­рые уда­ет­ся про­из­во­дить луч­ше все­го. Про­из­во­дя дан­ные бла­га в боль­ших ко­ли­че­ст­вах, чем не­об­хо­ди­мо, они рас­счи­ты­ва­ют об­ме­нятьих на то, что им нуж­но. Спе­ци­а­ли­за­ция по­рож­да­ет вза­и­мо­за­ви­си­мость и ко­о­пе­ра­тив­ные свя­зи в эко­но­ми­ке.Чем глуб­же спе­ци­а­ли­за­ция тру­да, чем боль­ше вы­де­ля­ет­ся раз­лич­ных ра­бот, тем силь­нее вза­и­мо­дей­ст­вие меж­ду людь­ми.

Именно специализация районов страны на выпуске того или иного вида продукции предопределило в XVII веке формирование единого всероссийского рынка. Новгородцы производили изделия из льна и конопли (холсты, полотно, пеньку, рогожу), Русский Север (Холмогоры и Соль Вычегодская) славился продукцией пушного промысла, солью, соленой рыбой. Замосковный край и земли южнее Москвы производили для других районов товарный хлеб, Поволжье стало поставщиком продукции скотоводства: скот, шерсть, мясо. Хозяйственная специализация стала основой не только единого национального рынка, но и предопределила завершение политической централизации страны.



При выборе хозяйственной специализации учитываются два вида преимуществ: абсолютное и относительное. К примеру, Россия обладает абсолютным преимуществом перед Украиной в добыче и переработке нефти, Туркмения имеет абсолютное преимущество перед своими соседями – государствами Центральной Азии в добыче природного газа. Страны Центральной Америки, в свою очередь, обладают аналогичным преимуществом по сравнению с многими странами мира в производстве бананов и т.д. Суть абсолютного преимущества – наличие полезных ископаемых, уникальных природных условий и т.д.

Относительное преимущество может быть связано, например, с более дешевой рабочей силой, с более высоким уровнем квалификации специалистов в той или иной стране. Например, выгоднее сегодня для многих фирм размещать сборочные производства в Китае, так как там можно меньше платить рабочим за их труд. Этот фактор способствует тому, что Китай сегодня уверенно превращается в мастерскую мира.

В позапрошлом веке Россия была поставщиком хлеба на европейский рынок. Благополучие экономики страны зависели от мировых цен на хлеб. Когда же помимо России в конце XIX века на рынок продаж зерна вышли США, Аргентина, Австралия, случился обвал цен на зерно, разразился мировой аграрный кризис, тяжело отразившийся на нашей стране. Сегодня у России другая проблема – существенная зависимость экономики от мировых цен на энергоносители. Основной экспортный товар России – нефть и газ. Некоторые экономисты даже говорят о том, что все мы «сидим на газовой и нефтяной трубе». Любые резкие колебания цен на энергоносители болезненны для нашей экономики. Поэтому руководство страны предпринимает усилия по изменению структуры экономики, развитию новых, высокотехнологичных отраслей.

Этому посвящены программы модернизации отечественного машиностроения, строительства Технопарков, формирования особых экономических зон, существенные инвестиции в развитие сферы услуг. Специализация страны должна быть разнообразной. Мы можем и умеем делать хорошие самолеты, военную технику, производить программные продукты для компьютеров, создавать многое и многое. Россия обладает главным: квалифицированными инженерами, конструкторами, рабочими. И это – главная гарантия преодоления зависимости от нефтяных и газовых цен.


Обмен, торговля

Обмен в экономике -, фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития обмен выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктообмен, товарный обмен. Важнейшим инструментом обменных отношений в обществе является торговля.

Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;

б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

Торговлясостоит из оптового и розничного звеньев.Оптовики с полным циклом обслуживаниясобирают ассортимент продукции в определенном месте, обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары и ремонтируют их. Чаще оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара на дом, предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров по приемлемым ценам.

Розничная торговля– это продажа товаров и услуг непосредственно конечным потребителям. Во всех странах мира она является одной из крупнейших отраслей экономики. Так, на 2 млн. предприятий розничной торговли США занято 16 млн. человек (примерно 13% всех занятых), а во Франции - около 3 млн. человек (15% активного населения). В России на 300 тысячах официально зарегистрированных предприятиях розничной торговли занято всего 3 млн. человек (менее 5% всех занятых), но при этом следует признать, что реальное число занятых в розничной торговле существенно выше, поскольку значительная часть торгового оборота приходится на незарегистрированные предприятия, включая так называемых "челноков".

Рассмотрим основные формы предприятий розничной торговли:

· Независимых розничных торговцев очень много, конкуренция между ними высочайшая.

· Розничные френчайзы (френчайзинг) - это соглашения между владельцами торговых марок и розничными торговцами, позволяющие последним осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой. Франчайзинг позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных предприятий. В свою очередь владельцы торговых марок получают плату за френчайзинг и расширяют свою сбытовую сеть. Эта форма торговых отношений постепенно расширяется и в России. "Макдональдс" и "Русское бистро» в общепите, сети бензоколонок ЮКОС, Татнефть, ЛУКОЙЛ и ТНК и других представляют собой френчайзы.

· Специализированные магазины сосредоточивают свою деятельность на продаже какой-либо одной товарной группы, например, одежды или бытовой электроники. Ассортимент может насчитывать от 50 до 500 наименований, торговая площадь занимает от 200 до 1000 кв. м., а торговый персонал не превышает нескольких десятков человек. Они занимают значительную часть (до 60-70%) площадей торговых центров. Хотя большинство специализированных магазинов по-прежнему принадлежит независимым торговцам, наблюдается рост сетей таких магазинов.

· Супермаркеты (универсамы) представляют собой достаточно крупные магазины с площадью от 1 до 5 тысяч кв. м и реализующие преимущественно продукты питания и товары для дома в ассортименте от 3 до 12 тысяч наименований по умеренным ценам. Успеху универсамов способствовало повышение мобильности населения, возникновение привычки совершать покупки раз в неделю, создание специального холодильного оборудования и новой упаковочной техники.

· Розничные сети представляют одно из заметных явлений последних десятилетий. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, которые обеспечивают 52% оборота всей розничной торговли. За последние пять лет сети стали лидерами розничной торговли и в России. В чем же причины успеха сетей? Благодаря закупкам больших партий товаров они получают оптовые скидки, одновременно экономя на транспортных издержках. Сети имеют необходимые ресурсы для создания эффективных организационных структур. В ряде случаев удается объединить функции оптовой и розничной торговли. Сети экономят на издержках по стимулированию сбыта и особенно на рекламу.

· Торговые комплексы – это один из видов магазинов сниженных цен. Они впервые появились в Европе. Особую известность получили возникшие в начале 1960-х гг. во Франции торговые комплексы "Каре-фур". Их торговая площадь составляет от 7500 до 20000 кв. м. и включает универсам и магазины сниженных цен. Многие товары поступают непосредственно от производителей в том же виде, что и на оптовые склады. Основной принцип торговли - выкладка товаров навалом с минимальным уровнем услуг со стороны торгового персонала.

· Склады-магазиныпредставляют собой симбиоз оптовой и розничной торговли. В них покупают и мелкооптовые торговцы, и обычные покупатели. Торговая площадь складов может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров, а ассортимент - порядка 100000 наименований. Одной из наиболее интересных форм такой торговли являются мебельные склады-магазины (ИКЕА, например). Здесь покупатели в одном помещении выбирают товар и оплачивают его, а получают товар на складе.

· Электронные магазины, реализующие товары и услуги через Интернет. В мире оборот Интернет-магазинов исчисляется миллиардами долларов. В России первые электронные магазины начали появляться в 1998 г., а в 1999 г. электронная коммерция стала набирать реальную силу. Оборот электронной торговли в потребительском секторе достиг 2-3 млн. долларов. Наибольшие обороты имеют электронные магазины, торгующие компьютерной техникой, книгами, видеокассетами и компакт-дисками.

Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы). К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся:

- торговля в кредит;

- бесплатные образцы товара;

- купоны для покупки товара со скидкой;

- скидка при покупке определенного количества товара;

- премии при покупке на определенную сумму;

- использование упаковки для других целей;

- гарантия возврата денег при возврате покупки;

- зачет устаревшего товара при помощи нового;

- лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару;

- участие в выставках и ярмарках.

В последние годы отмечается значительный рост различных методов стимулирования. В то же время этими методами следует пользоваться достаточно осторожно. Дело в том, если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то потребители будут рассматривать такую деятельность как признак ухудшения качества товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считать высокими. Поэтому методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Они могут негативно отражаться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.


Государственный бюджет

Все свои ос­нов­ные за­да­чи го­су­дар­ст­во ре­ша­ет за счет средств бю­д­же­та. Он раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся пра­ви­тель­ст­вом и по­сту­па­ет на об­суж­де­ние в пар­ла­мент, где по­сле вне­се­ния не­об­хо­ди­мых по­пра­вок при­ни­ма­ет­ся к ис­пол­не­нию и об­ре­та­ет си­лу за­ко­на. Ес­ли же бю­д­жет не ут­верж­ден, это мо­жет по­слу­жить ос­но­ва­ни­ем для от­став­ки пра­ви­тель­ст­ва.

Государственный бюджет - это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального бюджета и региональных бюджетов (республиканских, краевых и областных в России). Государственный бюджет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов. Однако существуют расхождения между планированием государственного бюджета правительством и его фактической структурой. В ряде стран в социальной сфере существуют так называемые внебюджетные фонды. В России, например, это Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, социального и медицинского страхования.

В федеративных государствах, имеющих в своей структуре штаты, республики, помимо федерального бюджета, выделяют еще бюджеты административных единиц (штатов или республик) и муниципальные (городские) бюджеты. Каждый из них представляет собой самостоятельный счет налоговых отчислений, трансфертных платежей и является составной частью единого государственного бюджета. Соответственно налогово-бюджетный федерализм— это разноуровневое деление полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами. Общий бюджет - федеральный плюс бюджеты субъектов федерации - называют консолидированным.

Фор­ми­ро­ва­ние до­ход­ных ста­тей бю­д­же­та и его рас­хо­дов со­став­ля­ет бю­д­жет­ную по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­ва. Основными источниками доходов государства являются: налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, доход от эмиссии денег и доходы от приватизации.

Ве­ду­щее ме­с­то сре­ди го­су­дар­ст­вен­ных рас­хо­дов за­ни­ма­ют со­ци­аль­ные (вы­пла­та пен­сий, по­со­бий на де­тей, фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­ния и здра­во­о­хра­не­ния). Зна­чи­тель­ны рас­хо­ды бю­д­же­та, свя­зан­ные с хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­тью (энер­ге­ти­ка, транс­порт, сель­ское хо­зяй­ст­во, под­держ­ка эко­но­ми­ки «сла­бых» ре­ги­о­нов). Часть средств идет на во­ен­ные рас­хо­ды, за­ра­бот­ную пла­ту го­су­дар­ст­вен­ным слу­жа­щим, дру­гим ра­бот­ни­кам бю­д­жет­ной сфе­ры, борь­бу со сти­хий­ны­ми бед­ст­ви­я­ми.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственному долгу (обслуживание государственного долга).

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Если сумма доходов бюджета в точности совпадает с суммой расходов, то бюджет сбалансирован. Иногда сумма доходов превышает сумму расходов. Это положительное сальдо (профицит) бюджета. Однако в большинстве стран во все времена расходы государства превышали его доходы. То есть сальдо бюджета было отрицательным. Это дефицит бюджета.

При экономическом спаде доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база. Поэтому дефицит бюджета увеличивается. Бум, наоборот, сопровождается уменьшением дефицита бюджета, поскольку увеличиваются налоговые поступления.

Бюджетный дефицит— это состояние государственного бюджета, при котором расходы превышают доходы. Как правило, такая ситуация возникает в условиях структурного экономического кризиса или вследствие нерациональной деятельности правительственных органов.

Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом:

1) первичный дефицит— общий дефицит за вычетом процентных выплат по государственному долгу;

2) фактический дефицит— разница между действительными государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной;

3) структурный дефицит— фактический дефицит, рассчитанный для определенного уровня национального дохода в условиях полной занятости. Иными словами, это потенциальный показатель, т.е. тот, который мог бы быть на самом деле получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей;

4) циклический дефицит— это количественное различие между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Данный дефицит возникает в результате динамичности экономической активности в течение одного цикла. В этом случае величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется.

Все со­вре­мен­ные го­су­дар­ст­ва ми­ра так или ина­че стал­ки­ва­лись с возникновением дефицита бюджета. Мож­но ска­зать, что де­фи­цит бю­д­же­та стал по­все­ме­ст­ным яв­ле­ни­ем. Но по­след­ст­вия его мо­гут быть раз­лич­ны­ми. Ког­да де­фи­цит бю­д­же­та ста­но­вит­ся весь­ма зна­чи­тель­ным, го­су­дар­ст­во не в со­сто­я­нии вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва пе­ред об­ще­ст­вом. Имен­но де­фи­ци­том бю­д­же­та был вы­зван фи­нан­со­вый кри­зис в Рос­сии в 1998 го­ду.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета:

1) Эмиссия денег опасна инфляцией, но есть и достоинства умеренной эмиссии: она быстро стимулирует прирост инвестиций и небольшой рост ВВП.

2) Займы у населения и фирм своей страны (увеличение внутреннего долга). Государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и фирмам, а полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Плюсы в том, что он не ведет к инфляции и достаточно оперативен. Минусы такого способа финансирования состоят в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, может построить финансовую пирамиду, провоцирует в будущем еще больший дефицит, создает угрозу инфляции и вытесняет частные инвестиции. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что уменьшает средства, идущие на инвестиции.

3) Займы у других стран, или у их граждан, или у международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга). Достоинства подобного метода заключаются в его неинфляционности и в возможности получения крупных сумм. Недостатки связаны с выплатой внешнего долга, что ведет к сокращению внутреннего спроса и объема производства и к истощению золотовалютных резервов страны.

По­сле 1998 г. фи­нан­со­вая си­ту­а­ция зна­чи­тель­но улуч­ши­лась. Воз­рос­ли ми­ро­вые це­ны на нефть, а по­сколь­ку Рос­сия яв­ляет­ся круп­ным экс­пор­те­ром это­го энер­го­но­си­те­ля, в стра­не на­чал­ся эко­но­ми­че­с­кий подъ­ем. Начиная с 1999 года государственный бюджет нашей страны исполнялся с профицитом, т. е. до­хо­ды го­су­дар­ст­вен­ной каз­ны пре­вы­ша­ют рас­хо­ды. Государство получило возможность существенно нарастить золото-валютные резервы страны, сформировать Стабилизационный фонд, позволяющий не допустить проникновения в экономику «лишних» денег и разогнать инфляцию, создать внушительный Фонд «будущих поколений». Многие серьезные аналитики, финансисты полагают, что в ближайшем будущем нам не стоит опасаться нового дефолта.

Используя благоприятную экономическую конъюнктуру для традиционных товаров российского экспорта (энергоносителей, металлов), государство укрепило российскую валюту, приступило с 2006 года к разработке бюджета – главного финансового закона страны уже не на один год, а на три. Существенным успехом финансовых властей России стало досрочное погашение основной массы внешнего долга страны Парижскому клубу кредиторов. Это позволило, помимо всего прочего, сэкономить на выплате процентов по обслуживанию долга миллиарды долларов.

Финансовая стабильность страны – ведущее условие принятие в 2006 году в России программы финансирования четырех Национальных проектов, важнейшие из которых – проекты в области здравоохранения и образования. Цель существенных инвестиций государства в образование народа, его здоровье, науку, культуру – обеспечение прорыва страны к самым современным рубежам развития, стимулирование нового, прогрессивного во всех сферах жизни общества.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. негативно отразился на формировании российского бюджета. Существенное снижение цен на энергоносители, металл, другие традиционные товары российского экспорта привели с сокращению доходных статей бюджета. С 2009 г. бюджет снова стал дефицитным.


Государственный долг

Государственный долгесть сумма внутреннего и внешнего долга или сумма накопленных бюджетных дефицитов, скорректированная на величину бюджетных профицитов. В 1990 г. в США выплата процентов по государственному долгу достигла максимума и составила около 14% от общего объема расходов бюджета. Начиная с 1993 г. наше правительство строило пирамиду, покрывая долги за счет расширения выпуска государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО, КО, ОФЗ и других). Тем самым рос внутренний долг. Пирамида рухнула в 1998 г. Наличие значительного государственного долга снижает эффективность экономики и возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения.

Советский Союз оставил России почти 70 млрд. долл. внешних долгов при полностью растраченных валютных резервах и израсходованном золотом запасе. Только за время перестройки правительство М. С. Горбачева заняло на Западе около 50 млрд. долл.: 20 займов у правительств, 20 у зарубежных коммерческих банков и 10 в виде товарных кредитов. Рационально использовать эти кредиты не удалось.

В отношении государственного долга сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия должна, с другой стороны, еще больше ей должны. Но все дело в структуре этих долгов. Во-первых, они в основном не признаны мировым сообществом, так как это долги по оплате военной техники, поставлявшейся, по мнению западных стран, одним авторитарным режимом другому. Во-вторых, в странах-заемщиках, как правило, сменились правительства и теперь они трактуют эту проблему не как коммерческую, а как политическую. В третьих, долги эти не всегда правильно оформлены,

В 1997 году Россия стала членом Парижского клуба, который включает страны-кредиторы. Это поможет вернуть хотя бы часть долгов. В течение ряда лет с 1992 по 1997 год Россия сумела реструктуризовать свои внешние долги и начла их активно погашать с 2001 года. Внешний долг существенно уменьшился и перестал быть национальной проблемой.


Денежно-кредитная политика

Монетарная (денежно-кредитная) политикапредставляет собой один из видов стабилизационной, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую монетарную политику в период спада и сдерживающую политику в период бума. Инструментом регулирования выступает денежная масса. Научная школа, которая отдает предпочтение денежно-кредитным регуляторам экономического развития, получила название монетаризма.

Рост массы денег увеличивает совокупный спрос и оживляет экономическую конъюнктуру. В условиях спада эта мера может использоваться в качестве стабилизатора экономики, то в долгосрочном периоде происходит лишь рост уровня цен. Сжатие денежной массы в период подъема экономики предотвращает слишком резкий спад в будущем.

Инструменты монетарной политики. Центральный банк может увеличить или уменьшить денежную массу в обращении. Для этого он использует различные инструменты. В странах с развитой рыночной экономикой преобладают три основных инструмента:

· изменение норм обязательного резервирования,

· изменение ставки рефинансирования ЦБ (ставкой про кредитам коммерческим банкам),

· операции на открытом рынке (главным образом путем продажи или покупки государственных ценных бумаг).

Они отличаются друг от друга по силе воздействия на денежную массу, причем значение этих инструментов варьируется в зависимости от ситуации и страны. Как правило, наиболее сильным и оперативным средством являются операции на открытом рынке. Тактическим инструментом считается изменение ставки рефинансирования. Сравнительно медленное, но сильное стратегическое влияние на денежную массу оказывает изменение норм резервирования.



0186082561264595.html
0186098286239725.html
    PR.RU™